С.Л. Василенко
Гармоничное структурирование во внешней среде
Мысль человека похожа на парашют:
она функционирует только в открытом состоянии
Направление всякого познания следует уже из названия.
В нашем случае нет исключения, поскольку, действительно речь будет идти в
основном о гармонии во внешнем структурировании.
Наверное, каждый в своей жизни слышал, что нужно
жить в гармонии с внутренним и внешним миром. Иначе говоря, в симбиозе внешнего
окружения (оболочки) и внутреннего мира (состояния), в созвучии внешних и
внутренних ритмов.
Но это не самоцель. И здесь важны правильные
акценты в причинно-следственных отношениях. Или как очень кстати звучит афоризм
старого Китая: «Гармония – не цель, а средство. Когда ты будешь знать, что
делать с ней, ты найдешь её».
Другими словами, предполагается движение не к
гармонии, а на основе гармонии, допустим, по пути ноосферного развития (по
Вернадскому) в единении общества и природы.
Ну, а где же эта подоснова-гармония?
В мировоззренческом смысле гармония является
учением об упорядоченности Вселенной, согласованности-соответствии её частей и
уровней бытия.
Поэтому можно считать, что поиск и утверждение
гармонии – способ познания мира.
Еще Лейбниц утверждал (1695), что миром управляет
предустановленная гармония. Если отбросить религиозно-идеалистическую
телеологию, то здесь содержатся идеи о единстве Вселенной, всеобщей взаимосвязи
и согласованности в мире согласно законам природы, связи единичного с всеобщим
и т.п.
То есть в качестве созвучного понятию гармонии
вполне допустимо использование синонимического ряда «целый – цельный –
целостный» [1].
При этом шаги эволюционного развития подчиняются
закономерностям гармонии так, что гармонические отношения как бы разбиваются на
три компоненты:
·
внутри предмета (процесса, явления);
·
в окружающей среде или его внешнем окружении;
·
гармоничное согласование этих двух гармоний в виде
третьей составляющей.
Подобное триединство несложно проследить,
анализируя гармонию формы и содержания, когда под формой понимается внешнее
выражение какого-либо содержания, или гармоническое структурирование объекта во
внешнем окружении.
Например, в теории китайских мудрецов здоровье и
настроение человека во многом определяется гармонией внешней среды и
обустройством дома, оригинальностью и гармонией внешнего облика (вида) жилища и
его внутреннего насыщения на основе планировки, дизайна, комфорта и т.п.
И не только. Не менее важны детали или мелкие
штрихи, создающие атмосферу уюта. Среди них любимые предметы, радующие глаз и
вызываю приятные эмоции: обычные безделушки, рамочки для фотографий и т.п.
Увязка и согласованность с внешней средой имеет
давнюю историю в сфере человеческой деятельности и самые разные или неожиданные
формы проявления.
Достаточно сказать, что важнейшим свойством
выживаемости является адаптация, как приспособление к среде обитания,
устойчивость к воздействию внешних факторов и способ самореализации людей в
жизни. Адаптивные системы предполагают изменение структуры и/или параметров
регулятора в зависимости от изменения внешних возмущений.
Это характерная особенность эволюции практически
любых открытых систем в микро- и макромире.
Или взять такой феномен как феномен паблик рилейшнз
(PR). Наиболее четко его суть отражена в дефиниции С.Блэка именно в увязке с
внешней средой [2, с.17]: «PR – это искусство и наука достижения гармонии
с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного
на правде и полной информированности».
И подобных примеров тысячи.
В результате внешнего взаимодействия со средой
происходит гармоничное и слаженное структурирование объектов во внешнем
окружении, приобретая те или иные конкретные строения, формы, размеры,
очертания и т.п. Большинство из них вполне выразимо на языке геометрии –
старейшего прообраза современной математики.
Гармония и геометрия. Гармония – настолько субъективное и неоднозначное суждение, что выбор
геометрических соотношений в качестве её меры не является общепринятым
действом.
В то же время механизм математической пропорции
часто служит важным, если не единственным, способом проверки и установления
степени гармоничности согласно принятому критерию. Это не догма или
универсальный канон гармонии. Тем не менее, в большинстве случаев весьма
эффективное средство.
Особое место здесь отводится симметрии,
равновеликости, а также золотому сечению (ЗС). Последнее часто
подвергается сомнению. Но всё ж оно имеет очень глубокие основы в своем
проявлении.
И объясняется очень просто.
Полный текст доступен в формате PDF (453Кб)