№7-8(52)/2002 "Магия ПК"
Компьютер и
мозг. Гонка лебедя и щуки.
"Мозг использует свои возможности только на 5%! Непорядок!
Даешь 100% использования! У
человека такой запас в мыслительной деятельности, а он...
Да мы такое можем!..."
Такой
подход к оценке деятельности мозга зародился во времена становления кибернетики и ЭВМ. Мозг и ЭВМ сравнивают давно, и сравнение,
увы, не в пользу ЭВМ. Мозг
имеет около 14 млрд. нейронов, а сколько логических элементов у компьютера? Но это — как сравнивать. Если вместе с внешней памятью, то уже вполне можно.
А результат все тот же! В чем же дело?
А что,
собственно, мы сравниваем? Чаще всего — интеллектуальные способности.
И пытаемся создать Искусственный Интеллект. Давайте подойдем с другой стороны. Сколько нужно
компьютерной памяти для записи фильма длиною в жизнь? Как ни упаковывай —
никакой памяти не хватит. Но, мы же свою жизнь
помним? Значит, дело не только в количестве ячеек памяти, но и
в том, что в них хранить и в каком виде. Вот это можно и нужно сравнить.
Только
сначала вспомним, для чего создавался компьютер. Для вычислений.
Конечно, сегодня он стал уже не тот, что был в 50-х годах 20 века. Возросли и
скорость обработки данных, и математические способности,
уменьшились размеры. Но в сущности, как был он автоматом для
вычислений, так им и остался. Выросла управляющая надстройка —
программное обеспечение. Это она
сделала его тем, что он есть сейчас. А чем
он отличается от швейной машинки с программным управлением?
Человека мыслящим сделала тоже интеллектуальная надстройка, но сравнивать компьютер с мозгом надо очень осторожно. Слишком они разные. Мы можем сравнить только способы
обработки и хранения информации. И
отношение к ошибкам.
Мозг —
это моделирующая система,
и она постоянно находится в процессе
моделирования. Моделируются, как поступающая информация, так и возможные решения и действия этой
системы, любая исполнительная
команда подконтрольному
организму. Если некая модель часто повторяется, она становится постоянной и выполняется автоматически. Подобные модели являются кирпичиками в построении более сложной модели, то есть примитивами и хранятся в памяти, как составляющая общей базы данных этой системы. Модель
строится на основе примитивов,
узловых точек и связей между
ними. При построении модели используется весь имеющийся в
базе данных запас примитивов. Если его
недостаточно, на основе внешней
информации строятся новые
примитивы и связи. Они доводят внутреннюю модель до качества оригинала.
Вот эти
новые построения и входят
в арсенал памяти. Остальная
поступающая информация не фиксируется,
если она не может быть смоделирована,
то и не воспринимается. Поступающая информация вообще не принимается целиком и в первозданном виде. Она сразу моделируется и сравнивается с оригиналом.
Мозг запоминает не первичную
информацию, а модель, построенную
на основе этой информации. Согласитесь, в этом существенное отличие от способа хранения информации в компьютере.
Мозг
сразу формировался в условиях жесткого ограничения ресурсов памяти и
обеспечил собственную работоспособность при допустимых
ошибках, как в информации, так и в управлении чего не скажешь
о компьютере. Но, если брать равные условия, то при одних и тех
же объемах мозг на порядок опережает
любой компьютер в экономичности
размещения и хранения
информации.
Приведу
пример. Смотря на картину,
мы на самом деле видим не ее, а модель картины,
построенную нашей моделирующей системой. Эта система исправляет
естественные дефекты,
присущие человеческому глазу
(перевернутое изображение, слепое
пятно, астигматизм и т. д.) и выдает
на "внутренний экран" уже исправленное изображение, которое мы принимаем за реальное. Точно так же происходит со слухом, обонянием, осязанием и т. д. Эмоции — это тоже
модель, но другого типа. Моделируются реакции на объект возбуждения. Модель
начнет строиться, если мы
обратим внимание на картину. Только в этом случае мозг начнет строить рабочую модель и
сравнивать с оригиналом. Результат, то
есть модель, у всех будет разной
как по форме, так и по
содержанию. Если мы начнем вспоминать, то сможем вспомнить что-то, чего
не замечали раньше. А что мы делаем, вспоминая? Повторяем построение модели.
Если чаще будем вспоминать, то это
построение будет происходить уже
автоматически: знакомая
ситуация.
Компьютер
пытается сохранить информацию для последующего
воспроизведения, а мозг
моделирует информацию, пытаясь сразу
воспроизвести и сравнить, а потом
фрагментирует ее на примитивы и работает только с элементами построения. Отсюда и различные способы
воспроизведения информации. Компьютер воспроизводит ее в первоначальном варианте, а мозг восстанавливает способом функционального моделирования.
Ошибка
воспроизведения информации компьютером может привести к
потере работоспособности, а ошибки восстановления информации
мозгом приводят к новым вариантам моделирования и входят в комплекс
обработки как допустимая составная часть. И не просто допустимая, а
необходимая. Именно ошибки моделирования дают многообразие
моделей, как информационных, так и исполнительных. Только не надо
думать, что мозг часто ошибается. Тогда никакая эволюция не спасла
бы нас от вымирания.
А
компьютер? Этот с ошибками борется всеми доступными средствами и
программами. У него таких средств
много, поскольку для него любые ошибки
в работе — большая неприятность.
Но мозг все же ошибается меньше. Пример? Пожалуйста! Сколько раз за последние года два-три вам приходилось переустанавливать
на своем любимце операционную систему
после какого-нибудь фатального
сбоя? Вспомнили? А мозг... Впрочем, если вспомнили, значит, все в порядке. Вот вам и разница в надежности.
Под ошибками моделирования
чаще всего понимают вариантные ошибки,
когда текущее состояние организма не соответствует тому, что было при формировании модели. Допустим, вы смотрели на тарелку с бифштексом голодными глазами, а вспоминаете на сытый желудок. Вот и видите вы, на сей раз не то, что видели и запомнили раньше. Естественно, мозг начинает дорабатывать модель уже под ваше сытое состояние. Возникает комбинационная модель, может быть, и из нескольких разных моделей. От основной модели остается только форма, остальное дополняется примитивами. Потом и форма
конкретного бифштекса становится
усредненной, то есть примитивом.
Теперь при упоминании о
бифштексе вы автоматически вспомните
какой-то вид и какой-то запах,
но не тот, конкретный. Это мозг
поработал над ошибками.
Почему
же мозг и компьютер так упорно сравнивают, если различие в работе
с информацией такое, что их и сравнить-то трудно? Объяснение очень
простое. Потому что компьютер
с самого своего рождения противопоставлялся
мозгу, рассматривался как средство увеличения могущества человека, способное решать задачи, непосильные для человеческого
мозга. И это противостояние
поддерживается и усиливается с каждой новой победой компьютера на поле обработки информации. Но вот ведь какая незадача: похоже, что не по силам компьютеру такая гонка. Он ее проиграл уже на
старте. Проиграл потому, что не так
задуман...
Компьютер
так и останется автоматическим вычислителем, как бы быстро ни работал его процессор. Нейронные сети из компьютеров могут стать Искусственным Интеллектом, а вот компьютер,
по крайней мере в нынешнем виде, — никогда. Для полноценного соревнования с мозгом компьютер должен иметь примерно такую же организацию и обладать теми же возможностями саморазвития, какими обладает мозг. Программно эту задачу решить трудно, а может быть, и невозможно. Мешать будет все — и внутренняя организация памяти и кодирования информации, и даже двоичный счет, прекрасно подходящий для вычислений.
Даже архитектура процессора может стать тормозом. Оптимисты могут возразить: "Ну, сейчас мы ему такую программу придумаем... Он у нас так саморазвиваться
начнет!...". Нет, не начнет. Не для того он создавался. Сегодня многие разработчики компьютерной техники заняты этой проблемой. Решение обязательно найдется. Но какое и когда?
А что
надо компьютеру, чтобы стать таким же, как мозг? Для начала давайте
задумаемся, что представляет собой мозг, конечно, функционально.
По сути, это адаптивная саморазвивающаяся система автоматического
управления, реагирующая и на внешние, и на внутренние условия и их
изменения. Причем реагирует система так, как сама считает нужным. Делает ошибки, исправляет,
учится на них и набирается опыта.
Становится чуть умнее и продолжает управление организмом до следующего
урока жизни. От этих уроков
мозг не становится больше в размерах, у него не добавляется ячеек
памяти. Он лишь чуть перестраивает
свою работу в том или ином канале управления или способе
принятия решения. Это и есть саморазвитие. Безусловно, что-то заложено
изначально при рождении, какая-то "операционная система
". А дальше уж — сам! И никто не поможет, совета
не даст. Цена ошибки
простая — жизнь.
Скорость
движения электрического
импульса по нервным каналам измеряется
метрами в секунду, а он умудряется делать те же миллионы операций в секунду, что и компьютер. И решение принимать в доли секунды там, где компьютеру иногда нужны минуты. Почему? Организация
работы другая, правильно организована отработка информации и обратная связь. Подобными системами занимается
кибернетика. Но и там, в кибернетических системах, в качестве анализирующего и исполнительного центра управления сегодня применяется компьютер, как самый умный среди
автоматов. Может, в составе киберсистемы
можно организовать его
саморазвитие? Наверное, можно,
но, в японском танцующем роботе применен не самый плохой компьютер, а двигается робот не очень-то шустро. Видимо, слишком много параметров надо одновременно контролировать — компьютер не успевает. А,
если надо еще и запахи, звуки,
изображение анализировать, да
еще думать не только о том, кто
перед тобой, а как бы в лужу не
угодить.
За 30 лет существования микропроцессоров минимальный размер элементов процессора уменьшился в 17 раз, тогда как количество транзисторов увеличилось в 18.000 раз, а тактовая частота возросла в 14.000 раз. Нынешняя технология производства процессоров настолько совершенна, что размеры транзистора сопоставимы с молекулой, а в будущем будут иметь ширину нескольких атомных слоев. В соответствии с законом Мура,
в 2020 году компьютеры
достигнут мощности человеческого мозга, так как смогут выполнять 20 квадриллионов (20.000.000миллиардов) операций в секунду, а к 2060 году, как считают некоторые футурологи, компьютер сравняется по силе разума со всем человечеством. Из пресс-релиза
корпорации Intel
Так что
же надо компьютеру, чтобы стать таким же, как мозг, или еще лучше?
Самое простое и очевидное — заставить его работать с информацией по тем же критериям,
что и мозг. Пока не очень
получается, но сегодня моделирование —
едва ли не самое модное направление в программировании. Когда-нибудь придется подвинуть
центральный процессор со своего
пьедестала и заменить его в задачах обработки информации на кучу меньших, но работающих в независимых режимах. И,
сделать отдельный логический блок
обработки и синхронизации работ
— это как раз для саморазвития. А, в связи со всем этим изменить систему
памяти, правил доступа, кодирования. Дальше — больше. Чтобы число имело не только информационное или кодовое значение, а было еще и исполнительной командой, рано или поздно придется перейти на иррациональную
систему счета. Сейчас, чтобы выработать
исполнительную команду хотя бы в один
импульс, надо что-то с чем-то сравнить.
Только потом начинается выработка
исполнительного импульса или
другой команды. А на деле все это
получается намного сложнее.
Теряются время, память, энергия. Иррациональная система счета позволит эту задачу решить.
И
последнее. Придется изначально
переориентировать полученный аппарат с вычисления как главной задачи на
саморазвитие при выполнении задач.
И самое
последнее. Зачем и ради
чего нужны такие огромные затраты? Да и нужны ли? Сложный вопрос. Вряд ли он имеет однозначный ответ.
Это зависит от того, что мы хотим получить завтра — умную швейную
машинку или Искусственный Интеллект размером с Землю.
|