№12(78)/2004
«Магия ПК»
А.В.Никитин
А каким он должен быть,
современный компьютер?
«Не
нравится мне современный компьютер…» -
так называлась моя статья в
«Магии ПК» №9/ 2004. Естественно,
возникает вопрос, вынесенный в
заголовок этой статьи. Вопрос, в принципе, очень сложный, но все же попытаемся хоть в чем-то разобраться.
Сегодня новые разработки в области
компьютерной техники и технологии представляют собой настолько разнонаправленные
шаги что единственный вывод который
можно сделать не знаем мы каким он должен быть.
Надо увеличить объемы переработки информации - растут скорости и
количество процессоров, вводятся программы коллективной обработки. Надо
увеличить вычислительные способности - появляются новые суперкомпьютеры,
в которых число представлено уже матрицей, возможно
многомерной. Надо увеличить логические способности — вводим в действие нейрокомпьютеры
последнего поколения.
Странно, но человек почему-то сопротивляется
такому прогрессу компьютера. На развитие сетевых технологий
он отвечает виртуозными вирусами. На рост возможностей обработки информации
отвечает ростом применения простейших игр, которые заставляют
этот шедевр техники работать на предельно низкой загрузке – тетрис, шарики, чтобы не
думать, а действовать. Нам уже противен
его современно умный вид и мы превращаем
его во что угодно, только не в то,
что он есть. В аквариум, цветомузыку, игрушку… Дорогую, красивую, многофункциональную, но игрушку. Вот и играем,
кто во что горазд. Кто сам играет, а кто
заставляет играть других в его игру. А кто-то все силы бросает на то, чтобы помешать чужой игре.
Мы любим свою игрушку и всячески
прихорашиваем ее. И в то же время ненавидим. Почему? Потому что компьютер
лишен индивидуальности и самостоятельности. Он — только средство
реализации наших возможностей. Или желаний. А желаний у нас… И
мы снова и снова «наворачиваем» свою игрушку.
Но в глубине души нам очень хочется чтобы
он ожил. Хочется иметь друга, покладистого или строптивого, но только
не «тупую железяку». Мы ищем в нем
душу. И пытаемся наделить его умом или хотя бы умишком. Не программой
имитации, а именно умом.
Вот тут и начинаются проблемы. Не умеет вычислительная
машина думать. Не
приспособлена она для этого. В нее не заложен принцип саморазвития. Не может она
устанавливать новые связи между событиями. Не может даже
условные рефлексы отработать. Память-то есть, но без команды – никуда.
Это и понятно, ведь компьютер – машина, ориентированная на
внешнее управление, будь то программа или прямое вмешательство
человека - все равно, извне. Это не машина думает,
это мы за нее думаем, а она исполняет.
Компьютер и Искусственный Интеллект.
В очень грубом приближении искусственный
интеллект — это способность машины подходить к логической задаче
с человеческими мерками и решениями. Требуются не отдельные решения
специализированных задач с помощью программ, а именно универсальный
подход ко всем решениям. За образец взят естественно человек.
Почти сразу в подходе к ИИ произошло
первое разделение на нейротехнологии, реализующие схемы подобия связей нейронов
человеческого мозга, и кибернетику «черного ящика»,
воспроизводящую их функции на основе других электронных систем.
Теория «черного ящика» уже более века применяется в электронике,
технике и пр. Это теория выяснения
внутреннего устройства закрытого объема по его внешним проявле ниям На основе первого направления появились «нейросети» и «нейрокомпьютеры», а на основе второго —
несколько основных моделей и программных систем.
Для
кибернетики «черного ящика» основной стала модель лабиринтного поиска, а из
программных систем можно отметить прогнозирующие, экспертные,
генетические, агентские и эвристику, как способ выбора решения.
Оба
направления ИИ в полной мере испытали и радость побед, и горечь
поражений. Постепенно они обросли
различными направлениями, переплелись в практических разработках, и сейчас
уже говорят об их слиянии в одну общую программу Искусственного
Интеллекта.
И
все было бы прекрасно, но успехи реализации специальных программ еще не
говорят об общем успехе. Красивое название «нейросети»
скрывает тривиальные распределенные вычисления, а нейрокомпьютеры — это
всего лишь многопроцессорные системы. Название с приставкой «нейро» почти перестало означать принадлежность к ИИ.
Оно стало товаром, рекламной завлекалочкой.
А
проблемы остались. И логические задачи, для решения которых и
предполагалось использовать системы ИИ, тоже остались.
Давайте
вспомним самое начало ИИ. Все
начиналось с философии. С философского представления, образа. Философский образ отражает какую-то
научную концепцию или теорию.
Существует несколько таких образных представлений решения логической
задачи — «черный ящик», «лабиринт»,
«дерево решений» и др. Приведу два примера.
Мы
строим каналы, устраиваем плотины и шлюзы, а потом пускаем воду в эту
систему. Решение задачи сводится к
продвижению воды от входа на нужный выход.
В нужных местах мы открываем или закрываем задвижки, регулируем
уровень и постепенными действиями доводим поток в нужную точку,
обеспечивая нужное решение.
Вода,
в данном случае, является средством решения и никакими логическими
функциями не обладает. Каналы,
плотины, задвижки и пр. — тоже. Это мы крутим крантики
и управляем движением воды по системе.
Строим
лабиринт и запускаем в него мышь. Мышка бежит по лабиринту и выходит из
него на каком-либо выходе. Это и
считается решением задачи.
Здесь
средством решения является мышь. И
не важно, знаем мы, как устроен лабиринт, или нет, решение о своем
направлении движения принимает мышка. Мы можем повлиять на результат, но
весьма ограниченно: например, поставить приманку на нужный нам выход, но
решает задачу мышка. Мы - только зрители.
Во
всех логических машинах и программах человек использует принцип «вода в
каналах». И в компьютерах — тоже.
Однако наш мозг реализует «лабиринт». Как он это делает, пока еще
непонятно.
Лабиринт
образуют изменяемые условия задачи. В нем что-то должно двигаться. независимо от внешних
факторов и что-то должно отражать это движение, фиксируя пройденный путь.
Если «мышкой» будет электрический импульс, то как
обеспечить его самостоятельность движения в электронной схеме лабиринта?
Эту
задачу пытались решить много раз, но вразумительного решения нет до сих
пор.
Даже настоящую мышь в настоящий лабиринт
загоняли, пытаясь понять ее принцип выбора. А всяких моделей с
механическими и электронными мышками и черепашками на колесиках и без,
двигающихся в лабиринте,— не счесть.
«Лабиринтную» модель, то вытаскивают на свет, как единственно правильную,
то снова прячут, не справившись с ней.
Главные факторы такого способа решения задачи — самостоятельность
выбора и независимость от внешнего управления — так и остаются
неразгаданными до конца. Теорий
много, а применить их в полной мере так и не могут.
Компьютер
принципиально другой конструкции?
Да, пожалуй. На основе
различных философских, логических и математических концепций и теорий
строилось множество логических машин. И в славном городе Питере, и в
других местах. И все пошли в утиль. Причина банальна: нельзя построить
автомат, сопоставимый по способностям с человеческим мозгом, не понимая,
как работает мозг. Объемы переработки информации уже не являются тормозом
в постройке такого агрегата, а вот способы, … не понимаем мы, как он это
делает.
В
этом тупике мы оказались еще лет тридцать назад. Возвращаться к проблеме стали только
сейчас. Но проблема стоит, и решения пока не найдено. Японские разработчики интеллектуальных
роботов попытались решить ее внешним усилением. Один компьютер, плюс еще и
еще,… а потом «нейрокомпьютер», и еще один,… а решения пока нет.
Проблема
поиска основы для эволюционной электронной модели мозга и проста, и
сложна. Чем проще аналог нейрона,
тем проще из него сделать что-то электронное, но чтобы получилось еще и
«умное», нужны связи. Тут уже
простотой и не пахнет. Вот, для справки:
Мозг человека — это 105-1020
нейронов, каждый нейрон связан с 1000-10000 соседей, объем — 1,5 куб. дм,
вес около 1,2кг, потребляемая
мощность — 1 -25 Вт, период
полураспада памяти полдня, но та же память успешно
восстанавливает следы информации в течение 60 лет
Полный
запас информации по вопросу средней сложности -109 бит Человек
без технических средств способен перерабатывать
45 бит в секунду или 5* 108-5*
109 бит за сознательную жизнь.
Сложность
впечатляет. И сразу рушатся все модели «электронного нейрона». Повторить невозможно. Можно только разработать все на новой основе. И поиски продолжаются.
Ну
не понимаем мы принципов работы мозга и
ладно. Можно другие применить.
Но не хватает динамики — эволюции
модели. И нет таких знаний, одни
«белые пятна». Нет ни основы — «электронного
нейрона», ни его модельного
заменителя, на коих можно строить
эволюционную модель развития, а
уже на ней наращивать сложность
до способностей человеческого
мозга. Потому, мы даже мозг мухи смоделировать
и сделать не можем. А, уж до
Искусственного Интеллекта нам еще
ох как далеко.
Эволюционное развитие подразумевает
саморазвитие системы — как совершенствование логики и управления, так
и техническое саморасширение объемов Саморасширение объемов логического пространства — технически
решаемая задача. Возможно использование микророботов
или автоматических систем высокого класса для
достройки, создания новых связей новых блоков, каналов и т.д. Только куда
развивать в какую сторону? Как и на какой основе это делать? Эволюционные
модели есть, но толку с них никакого. Они применимы к сетевым
системам, например, «нейросетям», где ячейкой системы является сам
компьютер. Но, тогда мозг получается размером с Землю, то есть задача сводится к построению глобального
машинного разума. Идея, которую уже многократно обсасывали писатели-фантасты.
С другой стороны, мы уже много знаем.
Но по отдельности. Глаз скопировали и получили модель перцептрон. С ухом разобрались. С голосом.
И задачи логические решаем неплохо. С
прогнозированием возможного ответа и подхода к нему или без, с выбором
только наиболее вероятных решений и ответов, а это — эвристический метод.
Задаем широкий поиск возможных решений (это генетические
модели) или ограничиваемся только очевидными решениями и т.д. Кажется,
вот он, мостик к Искусственному Интеллекту.
Но, увы, пока это только кажется.
Как решает задачу компьютер понятно. А как это
делаем мы? Логические задачи мы решаем очень часто, только
вряд ли при этом задумываемся, какой моделью пользуемся в том или
ином конкретном случае. Ответ мы чаще всего знаем сразу, только вот обосновать
его сразу не получается. Нам важен не результат, а его обоснование. Коренное
различие, между прочим!
Мы это различие в подходах знаем, но
почему-то забываем. Как будто машины и их логика сами по себе, а мы — в
стороне. Но, эту электронную логику мы
придумали.
Техническая реализация простейших
вариантов развития и саморазвития структуры может привести к созданию логического
процессора (не вычислительного, какими являются современные
CPU!). Нет
тут ничего невозможного. Появление логического процессора
в современном компьютере позволит обеспечить ту самую универсальность
думающей машины, об отсутствии которой так сожалеют ученые. И
не так важно, какая именно логика будет лежать в основе этого процессора. Какая
подойдет. Важно, что только он, логический процессор, может
определить разумность машины. И способность к решению невычислительных задач с
невычисляемым ответом.
Логический процессор, по различным
оценкам специалистов, должен появиться в составе компьютера через 5-30
лет. Сейчас еще нет реальных разработок. Все уповают на нанотехнологии.
Электронная логика существует только на
основе математических принципов и систем. Это, кажется, уже не
оспаривается. Рациональный счет и логика — рациональная. В машинах двоичный
счет и логика — булева. «Да» «Нет» — 0 или 1. Машина в решении
идет к ответу по алгоритму. Эту логику уже отвергают, но другой
пока еще нет.
Я попробовал применить совершенно
другую основу и получил другую логику. Она не ищет ответ, она строит путь к
ответу.
Счетная логика. Это один из вариантов логики поиска решений в
электронном пространстве. И возможная эволюция этого пространства. На основе
триггера и логического «И». Конструктор для сборки большой модели. Я не
утверждаю что это «панацея». Это только один из вариантов.
Вполне
возможно, что это и не самый лучший вариант организации логической
системы, но есть у него и преимущества. Он достаточно прост и предсказуем.
В него заложено прогнозирование на уровне электронных схем. Математический
аппарат не блещет сложностью формул их там почти и нет.
Аналогов я пока не встречал.
В
основе лежит лабиринтная модель. По лабиринту что-то должно двигаться. От
входа до выхода. И фиксировать свой путь. Для возможного повторного
прохождения. Лабиринт — разрядное пространство. Путь — число. Движется
разрядная единица. Математизация очевидна, но задача логическая. Управление
только с информационного входа в лабиринт. Других вариантов управления
нет. Использовано пока только два электронных логических элемента — «И» и
триггер. И несколько систем счисления: двоичная, единичная, коды
Фибоначчи, система Бергмана.
Там
нет интеллекта. Есть только логика выбора и принятия решения. Разум и
интеллект, это составляющие другого порядка. Но у них должна быть база рост
логических связей, система целей, способы их достижения и пр. Должна быть логическая структура и
«расширяющаяся» логика. Как философски,
так и технически.
Тех,
кого интересуют подробности, приглашаю
по адресу:
http:// www.andrejnikitin.narod.ru/wisecomp.htm
Изложены
только самые основы. Дальше, еще
думать и думать…
|